Previous Entry Share Next Entry
Церковь св. Николая в Хаапсалу
a_streltsov
DSC_5851
С высотой в 15 с половиной метров это самый большой однонефный собор в Прибалтике. Возведение шведами Домского собора в 13 веке неразрывно связано в основанием городка Гапсаль, который теперь называется на эстонский манер Хаапсалу. Собор был частью замка, здесь же располагался монастырь цистерцианцев.
DSC_5845

DSC_5818
В следующее воскресенье приходской органист получит награду "церковный музыкант года." На службе много музыки и пения.

Конечно, от церкви того времени мало что осталось. Внутри – практически ничего. Пожары и разрушения Ливонской войны не прошли бесследно. Но что-то было изменено сознательно. В средневековье здесь действовали боковых 12 часовен, предназначенных для частных месс, сейчас их нет. Реформация пришла в Гапсаль в 1524 году. Местный епископ благоволил лютеранам и отдал им в пользование Гапсальскую церковь Св. Иоанна. Но потом и собор лютеране тоже прибрали к рукам. J Сегодня в этом крошечном по нынешним меркам городке уже нет епископской кафедры (в Таллине же она сохранилась). В настоящее время служение в приходе несет пробст ЭЕЛЦ Тиит Салумяе.

DSC_5820
В церкви потрясающая акустика. На мессе меня попросили читать текст текст из первой главы книги Деяний, было совершенно удивительное ощущение, когда слышишь собственное эхо, громыхающее под сводом (говорят, что длится до 11 секунд; акустика вынуждает читать медленно и торжественно).
DSC_5826

В церкви св. Николая сохранилась и часовня Св. Марии. В 14 веке это был баптистерий; его круглая форма отчасти напоминает древние баптистерии Италии, такие как баптистерий при Латеранском соборе в Риме.
DSC_5822
Пробст Салумяе рассказывает про часовню Св. Марии

DSC_5823

DSC_5824
"Блаженны изгнанные за праведность, ибо их есть Царство Небесное." Эстонские лютеране, сосланные в Сибирь и умершие там.

В советское время церковь закрыли, превратили в склад и хотели устроить бассейн, подобно тому, как это сделали с Петрикирхе в Ленинграде. Но не успели: в шестидесятые годы акустика помещения (идеальная для григорианского пения) была оценена по достоинству, и собор использовался в качестве органного зала. Кстати, концерты в церковном помещении проходят и сейчас, многие европейские коллективы средневековой музыки приезжают в Хаапсалу, чтобы выступить в этом помещении. В этом смысле маленький Хаапсалу избалован вниманием музыкантов.

Роскошные лавки были изготовлены на средства из Москвы в 1970-е годы.  Сегодня бы на такие скамьи уже вряд ли бы удалось собрать пожертвования в рамках церковной деятельности.

В церкви св. Николая 2000 прихожан, но мало кто посещает службы. Зимой в помещении холодно, и община собирается в более теплой церкви Св. Иоанна, где стоят батареи под каждой лавкой.

Находясь в таком месте, как Хаапсальский собор, понимаешь как нельзя лучше, что лютеранство – историческая конфессия. Мы та самая Церковь, которая и была здесь с самого основания этого места. В Сибири же положение лютеран сродни положению православных в Германии или Италии (церковь меньшинства), поэтому такого рафинированного ощущения того, что наша Церковь – та самая, что была основана Христом и апостолами, субъективно не возникает. Но тем крепче вера наших людей, которые «не видели, но веруют». Все же я бы хотел, чтобы как можно больше лютеран из «глубинки», страдающих от изолированности, могли бы побывать  в таких церквах как Хаапсальский собор и проникнуться историчностью нашей Церкви.

DSC_5829

DSC_5827

DSC_5830

DSC_5832

DSC_5839
Сакристия, она же ризница. Типичные церковные облачения лютеранских священников.

DSC_5836
Набор на все случаи жизни. Сейчас время между Вознесением и Пятидесятницей, поэтому Пасхальная свеча уже убрана с алтаря.

DSC_5837
Традиционная piscina. Здесь совершаются омовения священных сосудов. Вода должна обязательно стекать в землю.

DSC_5841

DSC_5860

  • 1
Благодарю, вас также. :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account