?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Лютеранская духовность
a_streltsov
Недавно меня спросили про лютеранскую духовность. Ох уж эти абстрактные существительные… Духовность, католичность, экклесиологичность… Исторически христиане не употребляли таких слов. Проще были люди. В их языке были конкретные слова: Дух, католическая церковь.

А что сказать про лютеранскую духовность? Нет никакой особой лютеранской духовности. Не существует в природе. Как сказал мне на межконфессиональной студенческой конференции много лет назад один агрессивный харизмат из Казани: «Вы, лютеране, – мертвая церковь. Нет у вас Духа». «Ну да, такого, как у вас, нет, это точно.»

Мартину Лютеру приписывают такие слова: «Пока мы с Филиппом пили пиво в Виттемберге, Бог совершал Реформацию».

Когда лютеране начинают выдумывать какую-то духовность, настаивая на необходимости особых собраний, духовных упражнений или практик за пределами богослужений и личных молитв, каковые упражнения, как считается, необходимы для «духовного роста», то почти всегда оказывается, что это в том или ином виде заимствование у реформатов либо римо-католиков.

Случилось мне прошлым летом беседовать с одной пятидесятницей. Разговор получился интересный. «Вот вы мне говорите про Иисуса, это у вас такое внешнее знание, Вы знаете о Нем, а я Его знаю напрямую, сама, и Он говорит мне». Она была очень «духовная». Только я не знаю, какой Иисус обращался к ней. Мой Иисус говорил словами Евангелия, а эти слова она как раз и не хотела принять, противопоставляя этому то, что получила в своих «откровениях».

  • 1
Мне кажется, что автор допускает ошибку - подмену понятий "духовности" и "харизматичности". Это не одно и тоже.

Духовность - это метод достижения освящения. За 2 тысячи лет были предложены различные "духовности" (см. например книгу "Христианская духовность в католической традиции" Д. Оменна).
Достижение Лютера было в том, что он смог сделать прорыв к Библейской "духовности" (см. Большой Катехизис). То, что предписывает делать Большой Катехизис - это и есть Лютеранская духовность.

Мне кажется, что о Лютеранской духовности можно говорить, а иногда даже нужно. Так как мы живем не на необитаемом острове, а в поликонфессиональной стране. Чтобы выражать чистоту своего исповедания, нужно использовать общие термины с инославными, нужно подстраиваться под "непростых" людей, учиться говорить на их языке.

Мне кажется, что автор делает небольшую ошибку - путает понятия "духовности" и "харизматичности". Увы, это не одно и то же.

Что такое духовность? Духовность - это метод достижения освящения. За 2 тыс. лет было предложено множество "духовностей" (см. работу "Христианская духовности в католической традиции" Д. Оменна). Одно из достижений Лютера в том, что он смог сделать прорыв к Библейской "духовности", выраженной в Большом Катехизисе. Это и есть - Лютеранская духовность (в Большом Катехизисе метод освящения изложен исчерпывающе).

Мне кажется, что о Лютеранской духовности можно говорить, а иногда даже нужно. Ведь мы живем не на необитаемом острове, а в поликонфессиональной стране. Ради свидетельства об истинности своего Исповедания нужно учиться подстраиваться под "непростых" людей, учиться говорить на "непростом" языке и так далее. Это делала Церковь на протяжении своей 20 вековой истории.

Говорить о Лютеранской духовности - о том, что нужно обращать внимание на Заповеди Божьи, а не на заповеди человеческие, зачастую противоречащие Слову Божьему - это очень актуально сегодня!

Edited at 2014-05-02 09:18 pm (UTC)

"Харизматичность" как вариант "духовности." Можно было было привести в пример и неверующих людей, которые тоже горазды рассуждать о духовности. Иногда болезнь можно вылечить лекарствами, а в другое время требуется операция. "Метод достижения освящения" - здесь тоже слишком многое на себя любимого обращено, а не на Христа. Бог даст, напишу об этом больше в будущем.

"Здесь тоже слишком многое на себя любимого обращено" - думаю, не больше, чем требуется

Не ставлю под сомнения ваши благородные устремления, просто среди (конфессиональных) лютеран не принято говорить о "методе достижения освящения." Хотя пиетисты это делали. И в других традициях очень даже. Сам Лютер не говорит в БК о "методе достижения освящения" (по крайней мере, я не помню такой фразы). Т.е. это не его лексика. А так да, конечно, в БК практическое христианство выражено лучше всего.

"Мне кажется, что о Лютеранской духовности можно говорить, а иногда даже нужно. Ведь мы живем не на необитаемом острове, а в поликонфессиональной стране. Ради свидетельства об истинности своего Исповедания нужно учиться подстраиваться под "непростых" людей, учиться говорить на "непростом" языке и так далее. Это делала Церковь на протяжении своей 20 вековой истории."

Я и говорю. О том, что ее не существует. :) Есть Христос, литургия, Слово, таинства, вера, молитвы. Это все есть. Теология креста есть. Много чего еще. Но какой-то особенной "духовности" нет, насколько я знаю. И хорошо.

У людей, которые были в других традициях, а потом хотят перейти в лютеранство, зачастую в голове много "тараканов." Очень много. В случае, если человек желает присоединиться к Лютеранской церкви, будь то из "мира" или из "инославия," часто приходится объяснять ему про "духовность." Иногда сам понимает, но иногда это раздвоение длится годами.

"Сам Лютер не говорит в БК о "методе достижения освящения" (по крайней мере, я не помню такой фразы). Т.е. это не его лексика".

Ну и ну.. Читаем Большой Катехизис. "Но каким образом Он совершает это [освящение], или какие МЕТОДЫ и средства Он использует для ДОСТИЖЕНИЯ этой цели [освящения]? Ответ таков: [Он использует для этого] христианскую Церковь, прощение грехов, воскресение плоти и жизнь вечную" (Большой Катехизис, Артикул 3 об Освящении, п. 41).

Метод достижения освящения.

Пожалуйста.

Открытие Лютера в том было, что не человек является главным действующим лицом в методе достижения освящения, а Бог.

(Тот самый неловкий момент, когда тебе приходится объяснять лютеранскому священнику что написано в Большом Катехизисе).




Edited at 2014-06-02 10:13 am (UTC)

Я не стесняюсь признаваться в том, что я чего-то не знаю или не помню. По-моему, это совершенно нормально, мне не стыдно и не неловко. Но скорее всего здесь дело в другом. Честно говоря, я так и не прочитал перевод ФЛН за исключением отдельных отрывков. В переводе КС, который готовит наша семинария, это место выглядит так: "И если спросят: что понимаешь под словами: «Верую в Духа Святого?», чтобы ты мог ответить: «Я верую, что Святой Дух делает меня святым, как Он и носит имя Святой». Каким образом Он совершает такое или каковы Его способы и средства? Ответ: через христианскую церковь, прощение грехов, воскресение плоти и вечную жизнь.." Там нет про "метод достижения освящения." Мне представляется, что в этой фразе внимание сосредоточено на самом человеке (а это именно то, от чего я стремился уйти в своем посте), а у Лютера акцент на том, что делает Бог.

Не знаю кто у Вас делает этот перевод. Лично незнаком. Но..
1. немецкое выражение heilig macht переводится не "делает святым", а "освящает".
2. Немецкие der Weise и die Methode является синонимами.

Так что ничего Ваши переводчики не меняют, а даже немножко портят текст (не сочтите за упрек).

"я так и не прочитал перевод ФЛН за исключением отдельных отрывков".

Друзья из Миссури-Синода подарили мне Concordia Triglotta - уже давно перешел на чтение КС в оригинале. Дело благодатное :) чего и всем желаю

Вчера на Евангельском семинаре разбирал со слушателями Мф. 15:3-6.

Фарисеи учили любить Бога наперекор всему, даже самым близким близким - родителям. Они так сильно любили Бога, что забывали о всём и вся. И такое поведение считалось святым и благочестивым. Сейчас многие поступают так же - продавая свои квартиры ("корван Богу") и отдавая средства в церковные хранилища. Якобы этим ты себе дом на небесах приобретаешь. При этом на то, чтобы отправить маму в хороший санаторий для лечения - на всё это смотрят сквозь пальцы, считая это не на столько "крутым" духовным делом. Иисус и говорит, что таким самопридуманным духовным правилам грош цена, потому что то, что человек сам придумывает, обычно как раковая опухоль сдавливает Заповеди записанные в Библии.

Такой духовностью полны православие и католичество. И такого нет в лютерансве - и хорошо! Наши ἅγιαι ἀναστροφαί (новозаветный аналог термина "духовность"), основаны на конкретном Слове Божьем.


Edited at 2014-06-02 10:04 am (UTC)

Да. При этом если у человека банально нет денег на то, чтобы отправить маму в хороший санаторий, это тоже не значит, что он ее любит недостаточно или не прикладывает достаточных усилий, чтобы заработать эти деньги. Но, конечно, в лютеранской Реформации, в учении Лютера о призвании произошло переосмысление "духовного" и "мирского."

  • 1