Previous Entry Share Next Entry
Люди гибнут за металл
a_streltsov

Старые поклонники металла знают, что настоящий металл –  это трэш, а всякие там «хард-рок» или «хард-энд-хэви» – обыкновенная попса. А в трэше далеко не последнюю роль играла Megadeth, одним из основателей которой был басист Дейв Эллефсон. Эллефсон вырос на ферме в семье лютеран. Мать пела в хоре, отец также был активным прихожанином. В возрасте 16 лет Давид был конфирмирован (с конфирмацией, конечно, там запоздали). Уже через пару лет он перебрался в Лос-Анжелес, где и создал на пару с выгнанным из «Металлики» Мастейном новую группу.

Дальнейшее, как говорится, история. Но активность группы – одно, успех у фанатов – другое, а вот личная духовная жизнь человека – третье.

Атрибутика металлических групп, и Megadeth в том числе, немыслима без основополагающей христианской культуры, как бы странно это ни звучало. Это же относится и к всяким западным ужастикам и т.п. Все эти темы скелетов, смерти, разрушения в современной западной культуре не были бы подняты вне христианского контекста. Это просто игры сознания на почве того, что люди изучали в воскресной школе или читали в Библии. Людям кажется, что они «протестуют», а на самом деле это такая противоположность, которая немыслима без основы, от которой она отталкивается, некоторое паразитирование на христианской тематике. Как зло, которое, по Августину, есть всего лишь отсутствие добра. Просто понимают это люди не сразу. В некоторых случаях не понимают никогда. Но глобально запад по-прежнему остается глубинно христианской цивилизацией, и пока это так, шанс на возрождение христианства сохраняется. Не будет христианства - не будет классической западной культуры, не будет Европы как концепции (а не просто географии).

       Эллефсон вырос в Лютеранской церкви. Со многими людьми происходит так, что по прошествии какого-то времени они возвращаются к своим корням. «Я вышел из хорошей семьи, не из разбитой. Церковь для меня была в центре». Именно поэтому в Лютеранской Церкви принято обучать Катезису детей – чтобы им было куда возвращаться лет так в 25 или 30, даже если они выйдут «погулять» из церкви в 18. Конечно, беда нашего российского общества в том, что людям просто некуда возвращаться. Ну или что то, куда они могли бы вернуться, может быть еще хуже, чем то, что их сейчас окружает. Но это изменится. Все-таки и от пост-модернизма есть прок – растущие сейчас дети очень открыты вере.       

Итак, Эллефсон вернулся. То, что он вновь нашел себя в лютеранской общине на том месте, где он сейчас живет – хорошо, я рад за него. Но то, как его используют, вызывает некоторые сомнения. Его личность привлекает в общину новых людей, которые приходят из-за его славы. Он по-прежнему играет в группе Megadeth, а в церкви он основал движение MEGA life (“МЕГА жизнь”). Участвует в так называемом “служении хвалы,” это такой современный нелитурческий стиль, популярный у многих протестантов.

В прошлом посте про симпозиум была приведена фраза «Высокая литургия, низкая культура». Мне она нравится, но я бы ее еще несколько модифицировал: «Высокая литургия, высокая и низкая культура». Потому что один хочет слушать Монтеверди, другой – романсы, третий – Аббу, а четвертый –  Тимура Шаова, и это все нормально, о вкусах не спорят. Но вот литургия у Церкви либо есть, либо ее нет. Известно такое древнее высказывание: Lex orandi lex est credendi – «закон молитвы есть закон веры». То есть, как ты молишься, так и соответственно веровать будешь. На прошлогодней рождественской службе Эллефсен представил обработки классики в стиле тяжелого рока. Такой стиль рождественской литургии не может не влиять на то, как люди воспринимают все происходящее. Что для них стоит в центре? Младенец в яслях? Хотелось бы в это верить, но что-то трудно себя заставить.

Сейчас Эллефсон учится в семинарии Сент-Луиса по специальной программе. Собирается стать лютеранским священником. Учится во время гастролей группы. Это, конечно, мило, но я вряд ли бы захотел пойти к такому «ущербному» пастору, в компетентности которого я не был бы уверен. Разве только если это будет что-то специальное. Если Эллефсон будет просто общаться с поклонниками металла и приводить их через это в церковь, то против этого ничего нельзя возразить. Если же он собирается превратить саму церковь в вариант своего концерта, то спасибо, не надо. Пусть лучше остается на сцене.


Низкая культура не должна проникать в церковь. Кроме того, это все равно не Линкин Парк. Музыка дедушек.

Очень интересно, какие быстрые изменения происходят в окружающем мире. Кажется, что Церковь не поспевает за ними. Не поспевает потому, что пытается бежать и играть в догонялки. Но видит впереди только хвост уходящего поезда. При этом во время пост-модернизма классическая литургия востребована еще больше, чем раньше. Там есть красота и эстетика; западная литургия в общем прямолинейна, проста и понятна. Если я захочу послушать металл, то пойду на концерт соответствующей группы. Мне незачем за этим идти в церковь. И если бы выбор ставился именно так: металл на концерте и металл в церкви – выбрал бы концерт. Церковь тем и отличается от концерта, что туда приходят не за развлечением и не чтобы «потусить», но чтобы получить прощение грехов.

Статья про учебу Эллефсона в сент-луисской газете (на английском).

.

  • 1
(Deleted comment)
Сам слышал такое в свое время от фанатов этого направления. Но вообще-то это в любом случае сказано с немалой долей иронии, если вы не поняли. На вкус и цвет...

(Deleted comment)
О как. Интересно. В 80-е "хэви металом" [в Союзе] иногда называли все подряд, а потом, наоборот, появилась куча подразделений - и спид, и трэш, и блэк, и пауэр, и death, и т.д. и.п. - скорее всего это специально придумывали музыкальные журналисты и критики, чтобы лучше продвигать "продукт" на рынке. Я не против классификаций, но с металом, по-моему, переборщили.

Что-то я с ходу тоже не нашел про деноминационную принадлежность Мастейна, но судя по обозначению "возрожденный христианин," это разновидность современного неоевангелического движения ("пост-протестантизма").

(Deleted comment)
Здесь я с вами отчасти не соглашусь. В традиционном христианстве возрождение связано с крещением. Т.е., в словах Христа в Ин 3:3-5 "рождение свыше" ("возрождение") = "рождение от воды и Духа" = крещение. Поэтому христианин = крещеный = возрожденный. Поэтому язык "born again Christian" избыточен, это все равно что сказать "европейская Франция." Поэтому я предположил, что в случае с Мастейном это что-то современное, но, конечно, исключения тоже возможны, из-за недопонимания отдельными людьми. Слова из песни, которые вы привели, в традиционном христианстве (и лютеранстве в том числе) также понимались бы применительно к крещению: смерть/жизнь и слепота, темнота/просвещение - это крещальные образы в Новом Завете.

Мне кажется, такой термин возник с целью различения христиан "номинальных", посещающих чаще всего доминирующую в регионе церковь по праздникам, и христиан, покаявшихся и принявших Христа сознательно. Хотя я конечно могу и ошибаться, не претендую на объективность

(Deleted comment)
Этот термин применяется в тех кругах, в которых отрицается возрождающая роль крещения. Как правило, подразумевается, что детей крестить не надо, а если кто и был крещен в детстве, то это ничего не значит. Соответственно, считается, что должно произойти какое-то особое событие в жизни человека, чтобы он стал "возрожденным" или "рожденным свыше." Это могут называть "покаянием," "молитвой грешника," "решением принять Иисуса," "духовным крещением" или как-то еще. Корни уходят в т.н. "великие пробуждения", несколько волн которых насчитывают в Англии и особенно Америке 18-19 вв (это еще до Билли Грэма и К). Помните показательную историю из "Тома Сойера," где проповедник возрождения прибыл в городок, и когда Том очнулся от болезни, то все, и в том числе хулиган Гекльбери Финн, были уже "возрожденные"? Твен, конечно, циник, но это он подметил верно. В общем, такое словоупотребление - признак некоторой современной (пост-)протестантской субкультуры,

(Deleted comment)
Спасибо, поправил.

Видел множество холиваров по поводу названия музыкального направления "метал". Дескать, с одной 'л' его надлежит писать.

Да уж, каких только холиваров не бывает. Я, кстати, писал здесь и так, и так. С ходу сказал бы, что зависит от ударения. Если на первый слог условно падает (как в "хэви-мЕтал"), то с одной. А если на второй - с двумя. И обычно вроде пишут металлический рок, а не металический.

С 2000 года Дейв стал интересоваться христианством. Теперь является протестантом!

Скорее он с детства был христианином и вырос в христианской церкви.

Или вы про Мастейна? Про него не знаю, честно говоря.

Люди гибнут за металл

User luksan referenced to your post from Люди гибнут за металл saying: [...] ть», но чтобы получить прощение грехов. взял здесь http://a-streltsov.livejournal.com/6570.html [...]

Люди гибнут за металл

Пользователь alessio_v сослался на вашу запись в «Люди гибнут за металл» в контексте: [...] uo;, но чтобы получить прощение грехов. взял здесь http://a-streltsov.livejournal.com/6570.html [...]

(Deleted comment)
Ох, Уппсала ... там уже ничем не удивить, по-моему.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account