Share Next Entry
Числа в Евангелии от Матфея
a_streltsov
В круглую дату 11.11.11 уместно написать что–нибудь о численном символизме в Библии. Там его немало, конечно, хотя далеко не в каждом числе надо выискивать какой–либо сокровенный смысл (например, при всём богатом символизме Евангелия от Иоанна какой смысл можно увидеть в 153 рыбах в Ин 21:11? – скорее всего это просто «очень большое число»).
Мой выбор пал на книгу, которую (и про которую) в последние 3 года я читал больше других – Евангелие от Матфея. Может быть, «символизм» здесь не самое подходящее слово, просто для Матфея с учётом его бывшей профессии числа значили немало, он очень хорошо умел с ними обращаться, и в его творчестве использование чисел – мощнейший литературный приём. Список не претендует на полноту; в любом случае, до фанатизма доводить это не стоит. Итак, поехали, в порядке возрастания.

«3» 
Многие события в Мф происходят по 3 раза. Три предсказания о страстях (16:21; 17:22–23; 20:18–19). Три молитвы в Гефсимании (26:39, 42, 44). Три отречения Петра (26:69–75). Кроме того, ближайший круг учеников Иисуса составляют три человека (Пётр, Иаков, Иоанн – см. 17:1). 
«7»
После насыщения четырёх тысяч осталось семь полных корзин кусков (15:37). Семь означает полноту. Было: семь хлебов. Стало: семь полных корзин кусков. В предыдущих главах происходит развитие учение о Евхаристии в Мф. Смысл в том, что именно Иисус – истинный Хлеб, хотя это и не говорится так очевидно, как, например, в Ин 6:35, 48, 51 (где это сказано также в контексте насыщения множества народа). Для объяснения учения Мф о Евхаристии в дальнейшем понадобится отдельный пост. Пока что достаточно сказать, что число «7» подчёркивает здесь полноту насыщения Христом, и именно в этой связи Иисус далее упрекает учеников в 16:10. В других случаях употребления этого числа в Мф оно тоже имеет смысл полноты или множества (7 братьев в саддукейской байке в 22:24–28 означают большое количество).
«12» 
В первую очередь это 12 учеников. Они названы апостолами только один раз (10:2), во всех остальных случаях они «ученики», «двенадцать учеников» или просто «двенадцать». (5:1; 10:1, 5; 20:17). Даже когда приводится меньшее число учеников, например, «десять» (20:24) или «одиннадцать» (28:16), то это лишь сильнее подчёркивает изначальную целостность «двенадцати». Церковь – апостольская, а апостолов – 12. 12 патриархов, 12 колен Израилевых, значит, Церковь – новый Израиль. Такой же смысл имеют для Мф 12 коробов, оставшиеся после насыщения пяти тысяч в 14:20 (это, очевидно, не просто забота об экологии или собирание «собачьей коробки», как в сегодняшнем ресторане). 
«14» 
Пожалуй, самый яркий символизм в Мф. 14 поколений трижды упомянуты в родословии, это особо подчёркнуто в 1:17 (правда, если посчитать, то получится, что в первом случае поколений будет 14, во втором – 15, а в третьем – снова 14, но это связано с еврейской системой счёта, согласно которой первые и/или последние части цепи могли либо включаться, либо не включаться в счёт). Так вот, согласно гематрии, имя Давид (Д-В-Д) даёт в сумме именно 14. А Давид играет ключевую роль в родословии: Иисус есть Сын Давидов (1:1), т.е., подлинный Мессия. 
«40» 
Число дней (4:2, «сорок дней и сорок ночей» – гебраизм), проведённое Иисусом в пустыне. В самом Евангелии это число больше не встречается, но в ВЗ встречается немало, всё перечислять было бы утомительно, вот самый важный текст, имеющий прямое отношение к употреблению этого числа в Мф: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:2–3). Другие случаи поста в течение сорока дней: Моисей (Исх 34:28; Bтор 9:9) и Илия (3 Цар 19:8). В Мф развита типология Иисуса как нового Моисея и «Израиля, сведённого к одному», кроме того, при Преображении в 17:3 именно Моисей и Илия стоят на горе с Иисусом, так что эти соответствия неслучайны. 
«10000»
Из притчи о неблагодарном слуге (18:24). Долг в 10000 талантов – не просто очень большая сумма, но практически бесконечная величина (примерно как «гугол» в 20 веке). Талант – самая крупная денежная единица на Ближнем Востоке, 10000 – максимальная мера счета в то время.
Напоследок, пара слов о ложном символизме. Гностики складывали часы в притче о работниках в винограднике (20:1–16), и таким образом получали число эманаций плеромы, равное 30. 


  • 1
недавно познакомился с человеком, который говорит, что он 153 апостол, о котором сказано в евангелии и книге даниила - последний апостол и якобы эта цифра 153 - число апостолов после Христа - включая 12 апостолов 70 посланных и т.д. по 2 апостола на столетие)))

Кого только не встретишь что на просторах интернета, что в реальной жизни. Можно было бы ему сказать, что апостолов новых быть не может, поэтому в Церкви и есть такое понятие как "апостольская преемственность." А вообще, есть множество толкований этого числа. Августин обратился к арифметике: для него по сути это арифметическая прогрессия из 17 членов с шагом 1. 17 он толкует как сумму 10 (заповедей) и 7 (даров Духа), т.е., 153 – это исполнение Закона в Духе. А Иероним – к биологии: он полагал, что в море всего 153 вида рыбы, поэтому такой чудесный улов символизирует полноту миссии Церкви. Есть и другие толкования, в т.ч. основанные на гематрии, но тогда это настоящая шарада, которую очень мало кто мог когда–либо понять.

Фантастика

(Anonymous)
Помню, когда-то особенно много было писем от читателей журналов, которые мы несколько лет рассылали по подписке. И обычно, несколько писем в год приходило от людей, особенно увлечённых библейской числовой "фантастикой"... И удивительно, что люди настолько же не хотят видеть простоту Евангелия, насколько стараются ("догадаться") выдумать "Главную Истину, скрытую в магии чисел.." Как в первом веке, так и в двадцать первом - Евангелие для одних становится соблазном, для других - безумием..

Re: Фантастика

Может быть, дело было в том, что в советской школе многим гуманитарным предметам обучали плохо, а математике – хорошо? Да и во взрослой жизни философы, историки и писатели были зачастую профанацией (теологов же не было совсем), а вот специалисты в области точных наук имелись на очень приличном уровне. Вот и привыкли считать, числа везде видеть.

  • 1
?

Log in