Previous Entry Share Next Entry
Конфирмация в приходе Св. Андрея
a_streltsov
2 Full Size


В четвертое воскресенье Адвента в новосибирском приходе Св. Андрея Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви состоялась конфирмация четырёх детей возрастом от четырех до семи лет. Конфирмацию провёл епископ, что традиционно для западной Церкви. :) Среди детей была и моя дочь Настя. Теперь все члены семьи – причастники.
Конфирмация в лютеранстве – нечто не до конца определённое, так уж сложилось исторически. Это не таинство, как у римо-католиков, но обряд, открывающий дорогу к церковной Евхаристии.
 
Для людей, бывших прихожанами инославных церквей, крещение в которых признаётся Лютеранской Церковью, конфирмация имеет вполне определённое значение. Это – торжественное принятие в члены теперь уже Лютеранской Церкви, подразумевающее совместное исповедание веры (в конфирмации используется Апостольский символ веры, так же как в крещении). Церковь признаёт, что в Её Теле появляется новый брат или новая сестра, новый же причастник заявляет перед всеми присутствующими, что теперь это его Церковь, его вера, его алтарь. Такой конфирмации предшествует, конечно, наставление в христианской вере – в котором за основу берётся, как правило, Краткий Катехизис Мартина Лютера. Вообще говоря, стать прихожанином Лютеранской церкви просто – нужно придти на службу и подойти там к священнику, вам с удовольствием всё расскажут и пояснят.
 
Другое дело, когда проводится конфирмация детей, уже крещённых в младенчестве и выросших в церкви. Здесь возникает некоторая двусмысленность. Ведь крещение уже открывает доступ ко «всем дарам, благословениям и правам, которые Господь завещал Церкви Своей на земле». Нет ничего, чего бы не хватало в крещении. «Веруем … в единое крещение во оставление грехов», исповедуем мы в Никео-Цареградском символе веры. Если крещение прощает грехи, то что ещё нужно? «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты» (Пс 31:1).
 
Строго говоря, между крещением и причастием не должно быть никакого разрыва. Одно подразумевает другое. Но раз уж практика причастия младенцев прекратилась в западном христианстве по вполне определённым историческим причинам, то будем делать то, что в наших силах – совершать конфирмацию как можно раньше. Во времена Лютера дети допускались к конфирмации в возрасте 7 лет. Потом этот возраст постепенно рос, и во времена пиетизма достиг 14 лет (в особо тяжёлых случаях доходило до 16 или даже 18). В старых лютеранских приходах можно увидеть фотографии «конфирмантов» – групп подростков, которым преподавали катехизис и готовили к причастию. Там, где действовали лютеранские школы, это могли быть целые классы. В пиетизме конфирмация по значимости заслонила крещение. В каком-то смысле это понятно: в жизни семьи и общины это было важнейшее социальное событие. Своего рода инициация во взрослую жизнь.
 
Подобно тому, как во время Реформации необходимо было восстановить смысл крещения, которое совершенно растворилось на фоне других таинств средневековой римо-католической системы, в первую очередь исповеди и Мессы, так и через несколько столетий нужно было ещё раз поднять крещение на подобающий ему пьедестал, расставив правильные акценты в отношении конфирмации.
 
Тем не менее, конфирмация остаётся признанием со стороны церкви веры ранее крещённого младенца. Этим исполняются слова Христа о крещении и учении всех народов в Мф 28:19-20. Дети не только крещены, но и научены. И в этом смысле ранний возраст не помеха.
 
Система наставления, которая была принята в 18, 19 и 20 веках, начала давать сбой в последние десятилетия из-за утраты Церковью доминирующего положения в обществе. Разумеется, я не имею в виду РФ и подобные пост-советские образования: у нас организованное лютеранство просто втоптали в асфальт, детей было запрещено обучать религии и т.п. Но и там, где Церковь не трогали, возник и продолжается некоторый кризис. К 14 годам дети уже успевают нахвататься влияний извне, и начинать их наставлять тогда уже поздновато.
 
Поэтому естественно вернуться к лютеровским 7 годам как возрасту конфирмации, чтобы перехватить инициативу, что мы и сделали. 7 лет в 16 веке  – это как 4-5 лет сегодня. Для конфирмации традиционно полагалось заучивать Краткий Катехизис? Сегодня это, к сожалению, встречается совсем нечасто. Но и здесь возраст не всегда помеха: мой второй сын знал Катехизис наизусть в возрасте 5 лет. Впрочем, важнее другое. Наставление детей не должно прекращаться после конфирмации, что у нас в Новосибирске и происходит. Ребёнок, ставший причастником церкви в 5 лет, продолжит получать наставление в вере и в 8 лет, и в 12, и в 14. Поэтому то, что не усвоено сразу, будет усвоено потом, рано или поздно, хотя полноты понимания в этой жизни в любом случае никому не достигнуть. :)

Во время конфирмации дети выходят вперёд вместе с родителями, отвечают на вопросы и исповедуют символ веры


Первое причастие


Лютеране маленькие, но уже настоящие


Новые причастники прихода, слева направо: Александр, Анастасия, Варвара, Надежда


 

Типичная семья лютеранского священника

  • 1
С какого возраста Ваши дети уже были способны понимать значение Причастия? (ведь конфирмация, как я понимаю, имела место, когда уже всё усвоено покрепче, насколько возможно))
Как Вы начинали объяснять значение Причастия?

В то, что это Тело и Кровь Христа, они верили, сколько я их помню. Причём без капли сомнений. Думаю, уверовали ещё до рождения, слушая литургию. Очень трудно было объяснить им (и трудно объяснять детям любым, которые регулярно посещают церковь вместе с родителями, потому что они неизбежно спрашивают об этом), почему они не могут причащаться. Поэтому, когда это наконец происходит, это большая радость для всех. Согласно Краткому Катехизису, "истинно достоин и подготовлен тот, кто верует в эти слова: за вас предаётся и изливается во оставление грехов". А сам Христос приводил веру детей в пример взрослым.

Отказ детям в причастии на протяжении долгого времени (особенно, когда речь уже идёт о предподростковом и подростковом возрасте) имеет опасные параллели и в своём логическом завершении приводит к позиции баптистов, которые откладывают крещение до тех пор, пока дети не вступят в "возраст осознания ответственности." Конечно, есть и отличия, но тем не менее.

До рождения нам с сыном пастор так и говорил: "За ВАС", а не только "За тебя" :)
В ЕЛЦИ дети могут причащаться, если им объяснено значение Причастия, но "под ответственность" родителей.
Точно ли 4-5-летний ребёнок способен испытывать себя, сам понимать, что, например, он плохо себя вёл сегодня, не сожалеет о том, поэтому к Причастию лучше не идти? Родители всё равно ведь объясняют?

"За вас" – да, это хорошо. :)
Меня практика причащения детей "под ответственность родителей" немного смущает (имеется в виду, до конфирмации). Я слышал, что такое частным образом делали в Церкви Англии и читал критику данной практики в одной статье англиканского теолога. У меня сложилось впечатление, что это связано с чем-то "модернистским," по крайней мере, на уровне изначальной концепции. Интересно, пришло ли это к вам из Финляндии или же это собственного происхождения. В любом случае, я (если ставить себя на место родителя в такой общине) сначала дождался бы конфирмации, соответственно правилам данного прихода, а потом дети спокойно ходили бы на причастие. Так правильнее.
4-5 летний ребенок может вести себя сначала плохо, а потом хорошо, по 4-5 и более раз в день. :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account