Previous Entry Share Next Entry
Митры и посохи: простой критерий
a_streltsov
Итак, использование епископских облачений, митр и посохов в лютеранской традиции подразумевает принадлежность к историческому епикопскому преемству, сохранившемуся в Скандинавии. В XX и XXI веках в поставлениях некоторых лютеранских епископов также принимали участие и англиканские иерархи, что делалось из экуменических соображений. Но истоки лютеранского епископата в Швеции.

Смысл митры и посоха в том, что они (пере)даются, вручаются, будучи внешними знаками исторической преемственности. Вручает их предшественник по епископской кафедре или поставляющий епископ, хотя литургически на службе поставляемому епископу их могут подавать и епископы-ассистенты.

Соответственно, критерий действительности митры и посоха очень прост: стоит только спросить у человека, откуда это взялось. Сам ли человек себе это изготовил или купил? Или ему это дали? Если дали, то кто дал и при каких обстоятельствах? Если человек не может четко и ясно ответить, то перед вами, возможно, любитель нарядов, знаете, бывают такие экстравагантные мужчины. И в любом случае его епископство будет по крайней мере вызывать сильные подозрения.

Вспоминаю случай из одной из Клайпедских конференций лет 12 назад. Был там гость из Украины, которого американцы звали "бишоп Славик." Звучало потрясающе, конечно. Сидим в один из вечеров на пароходике, есть такой ресторанчик в центре Клайпеды, общаемся. И литовский епископ Калванас спрашивает украинского визитера:

  "Так вы епископ?"
  "Да"
  "А кто Вас поставил?"
  "Никто."

Возникло неловкое молчание. Даже мне захотелось провалиться под стол, хотя ко мне это никакого отношения не имело.

И ведь это общая ситуация. Сейчас в гиперинформационную эпоху все про всех известно. Какой смысл притворяться?   

  • 1
а кто епископа Хайзера поставил - главу Североамериканского диоцеза? или у него такая же история как у "бишопа Славика"?


"Бишоп Славик", кстати, не совсем в тему поста, просто вспомнил анекдот из жизни и захотел привести. Он не использовал митру и посох, насколько я понимаю. Но в Прибалтике в лютеранских кругах слово "епископ" имеет вполне определенное значение, поэтому и случился такой казус.

В Америке само по себе слово "епископ" не вызывало бы, наверное, таких нареканий. Все понимают особенности исторического развития. В глобальном мире некоторые перекосы можно поправить со временем. В ЕЛЦА последние годы появились епископы (при участии Епископальной церкви), но это сопровождалось таким радикальным отказом от исторического христианства в других областях, что трудно понять, зачем они вообще это делали. А что касается епископа Хайзера, то, если бы его кто-то поставлял, об этом было бы известно. А если никто не поставлял, то, конечно, митра и посох - недоразумение.

Это Владислав Горпинчук? Вы так неравнодушны к украинцам...

Епископ-электус в лютеранских церквях не редкость. У вас, насколько я понимаю, Всеволод Лыткин был епископом с 2004, а поставили его только в 2007?

Это реальная история. А кроме Украины я мог бы еще рассказать про Среднюю Азию. И даже про Белоруссию. А уж про Россию вообще молчу. Наверное, к русским я тоже неравнодушен? :) Так что эта конкретная проблема не обусловлена географией, политикой или национальностью.

После избрания человека епископом и до его поставления другими епископами его действительно называют епископом-электусом. В нашем случае (СЕЛЦ) необычность ситуации была в том, какое большое время прошло до поставления. Но до поставления мы и не считали Всеволода Лыткина законным епископом в полном смысле слова. И все это время продолжали молиться на литургии за епископа Яана, затем Андреса. И только после поставления - "за епископа нашего Всеволода."

Епископальное, синодальное и конгрегациональное устройства церкви не одно и то же (конечно, есть и гибридные варианты). В этом смысле руководителя во 2-м и 3-м варианте тоже могут называть "епископом", и это выборная должность, но его поставление совершенно не подразумевается и не планируется.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account