Previous Entry Share Next Entry
Клерикальная мода
a_streltsov
Подбирая фотографии для предыдущего поста, решил высказаться на такую тему. В последние годы мы наблюдаем вторжение клерикальной «моды» в (пост)протестанские круги. Раньше все было проще. Например, некоторые «отделенные» баптисты были принципиально против галстуков. «Греховно - стрелка в ад указывает». Пятидесятники новой волны могли быть «ближе к людям» с их джинсами и футболками. Или, наоборот, щеголяли в дорогих костюмах (надо всем показать, как меня Бог благословляет, и у вас так же будет, если материально поддержите мое служение). Но со временем это стало выглядеть бледновато. Почти никакого визуального отличия от «офисного планктона». В покрое же простой народ все равно не разберется.

В прошлом современные «неоевангелики» четко отделяли себя от всего традиционного. Но в последние годы это изменилось. Клерикальная мода мало-помалу проникает в эти круги. И вот мы видим пятидесятиков в католических клерикальных рубашках – некоторые из них частые гости на ТВ – и даже на службах их порой попадаются забавные облачения.

Этим людям просто очень нравятся яркие цветные одежды
В общем, в смысле «пиара» это уже победа традиционного христианства как концепции. Подражают, значит, чувствуют свою ущербность, неполноценность, хотят, чтобы у них все было как у взрослых. Мотивация простая – «это выглядит круто».

Как обстоит дело в лютеранстве? Лютеранская церковь, будучи исторической и традиционной, литургична. Для лютеран облачения нормальны, так же как сама литургия нормальна. Естественный порядок вещей. Я не буду здесь касаться частностей исторического развития лютеранских церковных облачений. Как это часто бывает, разные эпохи знали взлеты и падения. Перейду сразу к вопросу, о котором я хотел сказать, посмотрев на некоторые выложенные в предыдущем посте фотографии. Вопросу о епископах и епископских облачениях в лютеранской традиции.

Так сложилось, что Лютеранские церкви устроены по-разному. В Апологии Аугсбургского Исповедания лютеранские исповедники заявляют, что имеют всякое желание сохранить каноничекое церковное устройство. В этом смысле наличие епископов в Лютеранской церкви – это опять же норма. Лютеране бережно относятся к церковной традиции, стремясь оставить и сохранить то, что не противоречит Евангелию. Епископы, конечно же, Евангелию никак не противоречат.

Но эпоху Реформации церковное было тесно переплетено со светским. В позднем средневековье епископы были могущественными феодалами, и принять Реформацию означало для германских епископов лишиться своих обширных владений, что было для них смерти подобно, ведь и сами церковные должности они приобретали во многом для того, чтобы иметь с них соответствующий (немалый!) доход. Но в Швеции сложилось иначе – реформы были проведены «сверху», поэтому епископы сохранились и стали исповедовать лютеранскую веру.

Во многом из-за разных политических условий получились разные порядки. Иногда это вызывает некоторую путаницу, но в общем разобраться можно. Где-то есть епископы, где-то нет. В строгом смысле слова епископы в лютеранстве есть там, где имеется историческая связь с Церковью Швеции, где они и сохранились изначально. Для этого используют такие термины как «апостольская преемственность» (апостольское преемство) и «епископская преемственность». Например, в Лютеранской Церкви Кении есть епископы, потому что церковь была образована Церковью Швеции.

Лютеранские церкви в Прибалтике также имеют такую преемственность. И получившие епископство от них или при их участии – соответственно тоже. Внешне это выражается в том, что епископы этих церквей на торжественных богослужениях облачаются в мантии, на голову водружают митры, в руки берут посохи. Это необязательно, некоторые вообще выглядят при «полном параде» только в каких-то исключительных случаях. Но, тем не менее, общая картина именно такова.

Однако, могут быть и другие порядки. Например, в SELK в Германии, о которой я недавно писал, а скоро собираюсь написать еще, руководителя церкви также называют епископом. В данном случае это титул, почетное наименование, на практике он скорее суперинтендент. Многие пракческие обязанности совпадают, но есть и отличия. Например, в скандинавской модели у епископа есть собор или кафедральная церковь как основное место его служения, даже если физически он проводит там не так много времени, посещая другие приходы. В SELK же епископ теоретически вообще может не служить постоянно в приходе, но работать церковным чиновником. Нынешний руководитель SELK решил пойти иным путем, он настроен очень литургично, поэтому он служит как вспомогательный пастор в одной из общин Ганновера. Т.е. главный пастор там другой, а он его помощник в той общине. С точки зрения “скандинавской модели” это не имеет смысла, но это разные формы. Просто нужно понимать, что здесь слово “епископ” употребляется в несколько ином смысле. Ну и, соответственно, митры и посохи совершенно не вписывались бы в такую концепцию, что, полагаю, не требует пояснений.

Бывает и такое, что в том или ином лютеранском сообществе вообще нет никого, кого называют епископом. По тем или иным причинам. В таких случаях тем более какие-то епископские insignia также отсутствуют как понятие. Нет епископов в традионном смысле слова – нет митр и посохов.

Последнее время меня стало несколько утомлять “замыливание” визуальной лютеранской картинки. Мода на епископские облачения пришла в те круги, где нет и не может быть (на данный момент) епископов. Например, в Северной Америке во главе небольшой структуры стоит человек, которого называют епископом, у него есть митра, посох. Наверное, это было куплено в местном католическом магазине. Митру и посох приобрести несложно ­– вот и пятидесятники это делают без малейшего труда, но нужно понимать, что в церкви с такими вещами не шутят.  Церковь – не место для веселого карнавализма. Представьте, что было бы, если бы за испольуемыми в церкви внешними формами ничего бы не стояло, кроме пустоты, причем это бы делалось сознательно. В том смысле, что устраивающие это люди сознательно бы морочили головы людям. И сегодня бы человек осознал, что его дурачат, когда используют митру и посох, в то время как это ничего не значит, а завтра он подумал бы точно также о Евангелии и таинствах. Продолжение следует.

  • 1
Потому что постмодерн :)

Похоже на то. И спасение для многих тоже тогда постмодерн.

Да кто их знает... Вот так встретишь этих ребят в Царстве - и думай потом, как их Господь к Себе привёл.

Друзья из Миссури Синода рассказывали, что их главных пасторов (деканов) "за кулисами" называют "епископами", а президента Синода называют "архиепископом". Это вообще хороший знак с Вашей точки зрения?



Edited at 2014-06-10 10:00 am (UTC)

Я к этому нейтрально отношусь. Это не наш контекст. Но в том контексте "епископами" отдельные люди скорее называют президентов округов, нежели главных пасторов общин. Я не слышал, чтобы президента Синода называли "архиепископом", но я слышал, как его в шутку называли "папой", а вице-президентов - "кардиналами."

Вражда христиан друг с другом

«Подражают, значит, чувствуют свою ущербность, неполноценность, хотят, чтобы у них все было как у взрослых». Вот так мило другая деноминация названа ущербной, неполноценной и инфантильной.

Конечно, ряженые пятидесятники — зрелище не для слабонервных, зато они не кричали: «Хайль Гитлер!» и не вскидывали руку в приветственном жесте, как то делали лютеранские епископы, по праву носящие митры и посохи.

А что, если некоторые пятидесятники стали носить особые священнические одежды по той же причине, по которой когда-то католические священники стали их носить? Происходит некоторое развитие, у организации складывается форма. У первых христиан особого облачения не было. У первых пятидесятников тоже. Но со временем выделяется священство из среды верующих, а затем приходит мысль об особой одежде.

Здесь еще дело вкуса. Толпа псевдокардиналов на приведенной фотографии, конечно же, выглядит смешно. Но это похоже на пропагандистские материалы. Подобные роликам, запечатлевшим нескольких особо одаренных людей, замечательное поведение которых потом проецируют на всех, хотя можно обойти сотни и тысячи пятидесятнических церквей, и ничего подобного не увидеть.

Не у всех дурной вкус. Но сколько лютеранских священников имеют с ним проблемы, узнать невозможно, поскольку они не выбирают себе облачение. А пятидесятники выбирают. И не все делают это дурно и смешно. Некоторые священники в новых церквях иногда надевают довольно скромные священнические облачения, например черную рубашку с римским воротником. Иногда талар со столой. Они имеют на это то же право, какое имели первые священники, некогда впервые надевшие одежду, выделяющую их из паствы. И это не выглядит смешно.

Интересно, христианам на роду написано клеветать на других христиан, высказывать им ненависть, злословить, обвинять? Почему они занимаются этим во все века? Почему Вы этим занимаетесь? Ответьте. Мне интересно. Что Вы думали, когда писали: «Подражают, значит, чувствуют свою ущербность, неполноценность, хотят, чтобы у них все было как у взрослых»? Что Вы чувствовали? Зачем Вы это написали? Какие цели преследовали?

А сами не желаете, чтобы у Вас в журнале было «как у взрослых»? Например, чтобы фотографии отображались корректно. Или было «взрослое» отсутствие ошибок. В заметке только орфографических ошибок семь. И в предыдущей четыре.

Если покаетесь в гордыне и уничижении людей, принадлежащих другим церквям, Вам хуже не будет. Жаль, что Вы не сможете это сделать, потому что это будет чудом, а «времена чудес прошли».

А Вы, простите, пятидесятник? Спрашиваю, потому что Вы выглядите явно задетым этим постом. Я написал это по простой причине: выступаю за то, чтобы форма по возможности соответствовала содержанию. По-моему, в самом посте об этом сказано достаточно ясно. Говорил о своём наболевшем, лютеранском. Мне не нравится (хотя бы эстетически), когда лютеране ведут себя как пятидесятники или когда пятидесятники пытаются выглядеть как высокоцерковные лютеране или католики. Я не сторонник пост-модернизма и карнавализма в серьёзных делах. С уважением отношусь к религиозным чувствам других людей, но в рамках собственной конфессии выступаю против синкретизма.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account