Previous Entry Share Next Entry
Богословская конференция в Праге
a_streltsov

4–7 октября в Праге состоялась лютеранская богословская конференция. Такие конференции проводятся с 2002 года. В 2002, 2003, 2005 и 2007-2009 годах они собирались в Клайпеде, в 2004 году – в Виттенберге, а в 2006 году – в Риге (в 2010 г. очередная конференция не состоялась по причине финансового кризиса). Так получилось, что я был на всех этих конференциях, на трёх из них (в 2002, 2007 и 2008 гг.) выступал в качестве докладчика. Сохранилось много материалов с этих конференций, некоторые из них есть и на русском; было бы неплохо начать  выкладывать некоторые из них в Сеть, тем более что они никогда не публиковались, и их нет в публичном доступе даже на английском. Поскольку я там всегда был переводчиком, то у меня этих материалов набралось больше, чем у кого-либо ещё, так что начинаю чувствовать, что «делиться надо».
Раньше эти конференции проводила Теологическая семинария Конкордия, сейчас главным устроителем выступает сама Лютеранская Церковь – Миссури-Синод (вот статья о конференции на английском в официальной газете ЛЦМС; там во втором абзаце моё высказывание), местную организацию берут на себя поместные Церкви. 

В этот раз конференция – уже девятая по счёту – собралась в Чехии, чему я лично был очень рад: давно хотел посмотреть Прагу, а тут такая оказия подвернулась. О Праге я ещё напишу, а пока немного хотел рассказать про саму конференцию (какое-то время назад я написал новость об этой конференции для сайта семинарии, но там пока возникла заминка, связанная с большой занятостью нашего веб-мастера, поэтому что-то буду писать здесь). Была заявлена глобальная тема: «Лютеранство в XXI веке». Ещё весной меня попросили выступить на этой конференции, я подумал, почему бы нет, это всегда хорошая возможность что-то поделать, потому что из-за природной лени иначе трудно организоваться. Возник вопрос о теме доклада, мне предоставили практически полную свободу. Хотелось немножко пофантазировать, поставив вопрос ребром: будет ли ещё Лютеранская Церковь через 50 лет или на рубеже 21–22 веков, и если да, то какой она будет. Но потом, увидев, что какие-то подобные темы общего характера уже заявлены, остановился на совсем другой теме. Некоторые доклады, кстати, с заявленной темой конференции не были связаны практически никак.
На конференции собралась достаточно пёстрая публика. Там были американцы, европейские церкви и некоторая экзотика в виде Японии. Из наших кроме меня были епископ СЕЛЦ Всеволод Лыткин и о. Иван Чернышев из Москвы. 

Вот такие темы были представлены на конференции:
свящ. д–р Майкл Дж. Албрехт, пастор Лютеранской церкви Св. Иакова, Сент-Пол, Миннесота, старший редактор журнала Логия: «Господь Животворящий: конфессиональное лютеранство встречается с пятидесятничеством в Индии» 
свящ. д-р Алберт Б. Колвер III, директор по церковным отношениям и советник президента ЛЦМС: «Лютеранское общение в 21 веке» 
свящ. д–р Чарльз Эвансон, богословский советник епископа и консистории Евангелическо–Лютеранской Церкви Литвы: «Форма лютеранской экклесиологии»
свящ. д–р Мэтью Харрисон, президент Лютеранской Церкви – Миссури–Синода: «Видение всемирного лютеранства»
свящ. Яков Крикава, Лютеранская церковь Троицы, Брустер, МА: «Миссия в чешских землях «in bonam partem» и «in malam partem»
свящ. д–р Макито Масаки, директор Лютеранской богословской семинарии Кобе, Япония: «Верное провозвестие лютеранского богословия в Японии и мире в 21 веке» 
свящ. д–р Дариус Питкунас, доцент Теологического факультета, Хельсинский университет, Финляндия; член Центра Балтийских наук Гуманитарного факультета, Клайпедский университет, Литва: «Поиск лютеранского самосознания в Российской Империи до октябрьской революции» 
свящ. Станислав Петак, епископ Силезской Евангелической Церкви Аугсбургского Исповедания: «История Лютеранской церкви в Чешской Республике» 
свящ. д–р Тимоти К. Дж. Квилл, директор всемирного образования ЛЦМС,  профессор пасторского служения и декан по международной образовательной деятельности, Теологическая семинария Конкордия, Форт–Уэйн: «Видение богословского образования в 21 веке» 
свящ. д–р Лоуренс Раст, президент Теологической семинарии Конкордия: «Подготовка пасторов в 21 веке: педагогические следствия глобализации»
свящ. д–р Йобст Шёне, епископ SELK на пенсии, Германия: «Священное служение и царственное священство» 
свящ. Фредрик Сиденвалл, ректор гимназии Л. М. Энгстрёма, Гетеборг, Швеция: «Наведение мостов, а не измена: передача конфессионального лютеранства в секуляризованном контексте» 
свящ. Алексей Стрельцов, ректор Богословской семинарии Сибирской Евангелическо–Лютеранской Церкви, Новосибирск, Россия: «Лютеранское образование в 21 веке в свете новых коммуникационных технологий»

Я бы хотел в будущем написать особо про доклады д-ра Питкунаса и моего японского коллеги. Но это потом. 

Что ещё было в Праге? Мне запомнились службы, которые в рамках конференции проводились в исторической церкви Св. Михаила (на фото вверху). В один из дней даже довелось там проповедовать. Эта проповедь должна быть опубликована в декабрьском номере журнала Евангелической Церкви Чешской Республики, так же как и небольшая статья по истории СЕЛЦ, которую я написал по просьбе чешских лютеран для этого журнала уже после конференции. Вообще, было бы очень хорошо, если бы лютеране в России и в Чехии могли бы больше знать друг о друге и больше общаться. Надо держаться вместе. 

В церкви Св. Михаила мы были и на воскресной «английской» службе, но это было просто ужасно! В этом церковном здании, кстати, собираются целых 6 общин, и они все разные, делятся в первую очередь по национальному признаку, но там и богословские различия присутствуют, так что надо ещё понимать, куда попадаешь, «наш» священник там – пастор Давид Юрек (у него службы на чешском), ему вполне можно доверять. Так вот, на службе, на которую мы попали, служил американский пастор, который привнёс в это церковное помещение что-то совершенно новое, доселе там невиданное и неслыханное, например, индивидуальные стаканчики для причастия и колыбельную песенку с покачиванием ребёнка на руках после крещения и расхаживанием при этом по всему богослужебному залу, как будто бы в крещении самое главное – это принятие в приходскую семью, как у методистов. Ещё там прямо на службе делали презентацию с проектора, пастор переключал картинки пультом, который держал в руках. Никакого понимания литургического пространства, просто ходил по церкви взад-вперёд, проповедь читал, конечно, не с кафедры (типа, она там лишняя вообще…), а просто из центра зала, чтобы быть «ближе к людям». Я очень ясно себе представил, что он, должно быть, всё так и делал у себя в Америке, только там, наверное, была простая «коробка», а тут старая церковь, так что проекции-презентации на одной из церковных колонн смотрелись верхом безвкусицы. 

Мои литургические чувства были очень растрёпаны. Худшее впечатление я испытывал только, когда был в 1997 г. на Пасхальной службе в Конкорде, пригороде Бостона, которая проводилась в стиле тяжёлого рока, и люди там дрыгались и вопили «He is alive! He is alive!” Стараюсь избегать подобных мест, чтобы сберечь психику, но иногда не удаётся. Лютеранство «лютеранству» рознь, к сожалению. У нас в Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви такого нет и, надеюсь, не будет никогда. Так же и у тех, с кем мы в общении. 

Утешает одно: «английские» службы в церкви Св. Михаила с января или февраля будет вести хороший американский священник, Энтони Букер, тогда будет просто нормальная литургия без всяких фокусов. В субботу после конференции, кстати, состоялось его торжественное введение в должность как пастора англоязычной общины, которое прошло в совершенно нормальном стиле. Так что если ещё раз соберёмся в Праге, смело пойду в воскресенье на такую службу, не опасаясь никаких нехороших сюрпризов. Или вообще можно отправить туда одного из выпускников нашей семинарии, пусть создаёт в церкви Св. Михаила русскоязычную общину, седьмую по счёту. Тогда будет совсем удобно.


  • 1
Спасибо, очень интересно. Хочу добавить, что Э. Букер хорошо знает русский язык. Это к сову о русскоязычной службе или общине.

Пока ему хватит, наверное, интенсивного изучения чешского. Про русскоязычную общину я не до конца серьезно написал, хотя если темп переселения наших соотечественников туда сохранится, то поневоле задумаешься..

А почему именно с вашей семинарии должен быть священник? А если там будет вести службы на русском языке священник из ЕЛКРАС или Ингрии, или вообще из ЕЛЦАИ, вы не будете посещать такие богослужения?

Возможно, вы невнимательно прочитали. Я не писал, что "именно с нашей семинарии должен быть священник." Хотя надеюсь на то, что отношения сибирских и чешских лютеран будут развиваться - начало этому положено. Лично мне очень пришлось по душе, что совместное исповедание преодолевает даже камень преткновения в виде 1968 года. Т.е. если вначале чешские лютеране воспринимали нас по умолчанию (еще нас не зная) в первую очередь как "советских," то потом уже как "лютеран" и "братьев по вере." И это замечательно, что удается преодолевать такие барьеры.

Приятно такое слышать, что они стали признавать российских лютеран.
А они все российские лютеранские церкви признают или только СЕЛЦ?

Ну, у нас пока неформальные контакты, которые, надеюсь, продолжатся. Я собираюсь ещё посетить Прагу, место приятное во всех отношениях. Лютеране там разные, так же как и у нас, есть там и проблемы. Но где их нет. Что касается общения, то я не брал на себя смелость выступать от имени всех российских лютеран, но говорил (и писал) только о церкви, в которой сам служу.

А когда будет следующая конференция в Праге? И все ли на ней могут присутствовать?

Я не знаю пока, будет ли конференция этого года именно в Праге, но если да, то она вероятнее всего будет в это же время года, т.е. в первую или вторую неделю октября. С какими-то ограничениями на участие в конференции я не знаком. Из России на этой конференции всегда присутствуют лютеране из Церкви Ингрии и СЕЛЦ и иногда из ЕЛЦ/ELKRAS (в разные годы приезжали пастор Дмитрий Лотов и епископ ЕЛЦ Казахстана Юрий Новгородов).

Edited at 2012-01-12 06:43 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account