Previous Entry Share Next Entry
Восьмой день
a_streltsov
Особенность дня Воскресения Христова в том, что он на самом деле никогда не заканчивается. Этот день наступил, и теперь мы все живем в последние времена. «Последние дни», как сказано в проповеди апостола Петра на Пятидесятницу (Деян 2:17). В данном случае один последний день.

В древности крещальные купели часто были оформлены в виде креста. Понятно, почему: крещение есть погребение в Христа (Рим 6:3-4). Но не только. В крещении один человек умирает, а другой воскресает. Поэтому многие крещальные купели имеют восьмигранную форму. Христос воскрес в первый недели, который есть в то же время и восьмой, как сказано в раннехристианском документе под названием «Послание Варнавы»: «Мы … проводим в радости восьмой день, в который и Иисус воскрес из мертвых и, после того как явился [верующим], вознесся на небо».



Этот день открывает вечность, устанавливает Царство Христа, которое по словам Никео-Цареградского символа веры, «не имеет конца». Пока что это Царство видит только вера – физические глаза видят вокруг разные ужасы, но ведь и вид Христа, распятого на кресте, не очень-то был похож на самое большое в истории откровение и открытие Бога людям. Но потом, как верят христиане, вера и наши естественные органы чувств не будут входить в противоречие.

Впрочем, и сейчас есть время, когда такое противоречие сводится, по крайней мере, к минимуму. Это воскресное богослужение. Весь этот тютчевский вид «храмины пустой» – всего лишь описание больного у постели, схватившего целый букет болезней под названием «пиетизм», «рационализм» и «протестантизация». Наше богословие воплощения приглашает нас к употреблению образов (мозаика, статуи, витражи – в первую очередь это Христос, апостолы, евангелисты), музыки (орган, хоралы, гимны) и даже каждения.

?

Log in

No account? Create an account