Previous Entry Share Next Entry
Кто как обзывается, тот сам так называется
a_streltsov
Привычка плеваться на улицах  – не единственное проявление бытового бескультурья. Более серьезные вещи включают в себя оскорбление других национальностей посредством употребления обидных кличек.

Это могло бы быть полезным практическим упражнением во время Великого Поста. Подумайте, есть ли такие национальности, которые вы называете не так, как они себя называют сами, а как-то иначе, по-своему, используя обидные прозвища? Специально, чтобы оскорбить и унизить?

В детстве я практически не сталкивался с национальными заморочками. Может быть, потому что жил в преимущественно моноэтнической среде, не обремененной межнациональными конфликтами. Даже на рынках не было национальной пестроты. Поэтому хорошо помню, как был потрясен, когда в шестом классе наблюдал откровенное проявление антисемитизма у моего одноклассника, который издевался над другим мальчиком в шахматном кружке только за то, что тот был еврей. Потом, побывав у него в гостях и услышав пару замечаний его отца, я понял, что это что-то семейное. Немного странно, что при этом они оба – и отец, и сын – были фанатами Фишера, а потом, когда взошла звезда Каспарова, и его тоже. Еще тогда мне показалось, что такие острые чувства на национальной почве – это какая-то болезнь. 

Потом я вырос и немало раз сталкивался с какими-то националистическими заскоками. На первом курсе универа одним из соседей по комнате оказался парень из Намангана. Он сразу же ввел меня в курс дела, кого называют чуркой, кого хачиком, кого еще как. Правда, уехать ему пришлось еще до первой сессии, потому что он развернул в нашей комнате торговлю анашой и гашишем, которые ему привозили чемоданами предприимчивые люди из Прибалтики. На какое-то время 405 комната в "девятке" стала очень популярным местом в Академе. От тюрьмы после ареста его спас только звонок отца - партийного бонзы в Узбекистане. Помню также, как однажды подселили к нам в общагу участника студенческой конференции из Томска, члена общества «Память». Всю ночь пытался не давать нам спать, все рассказывал, какие евреи плохие. По-моему, больше ни о чем он и говорить не мог. В Тезе в середине девяностых поляки пытались подружиться с моей невестой, думая по причине ее английского произношения, что она англичанка, а  когда услышали, как она заговорила по-русски, сразу скривились: «Сибирь, колхоз». Встречал и какие-то совсем запредельные вещи, например, белорусского националиста, выросшего в Челябинске, создавшего свой национализм на коленке, выучившего какой-то искусственный язык по книжкам начала 20 века и считавшего русских недочеловеками. Грузин из Кутаиси, которые рассказывали мне: «А вот мы грузины – ого-го! А абхазы, они – ого-го! Вот там на Черном море корабль НАТО стоит, он нас защищает от России!!» При этом они еще все время издевались над какими-то (с их слов) тупыми людьми с гор, своего рода местный колорит. Были и другие примеры, думаю, каждый с чем-то сталкивался.

И первым признаком и точкой отсчета такой примитивной ксенофобии являются употребляемые в быту клички. Любые. Чурки, хачики, хохлы, бульбаши, москали, кацапы, жиды, пиндосы. И т.д. и т.п.

Употребляющий такой язык в стиле «а ты кто такой» уподобляется тому, кого он так называет. Это примерно, как человек, презрительно употребляющий слово «быдло» в отношении тех, кто «рожей не вышел», как правило, к этому самому «быдлу» и относится. Интеллигентный человек так выражаться не будет.       

Дело принимает серьезный оборот, если мы говорим о христианах. Вдвойне и втройне, если речь идет о служителях Церкви. Для христианина любого вероисповедания полезно постоянно напоминать себе «золотое правило» Христа из Нагорной проповеди: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Грубо говоря, будет у тебя мир состоять из «пиндосов» и «чурок», так и сам будешь тогда «монголо-кацапом», «финно-угром» и всем тем, что совершенно заполонило сейчас русскоязычный интернет (правда, не могу никак понять, почему кому-то может быть обидно оказаться финном, но это не так важно). Надо быть выше этого. Я, например, если слышу, как кто-то говорит «пиндос», сразу ставлю мысленную галочку. «С этим все понятно.»  

Мои очки не розового цвета. И все вышесказанное, разумеется, не отменяет национальную идентичность, язык, культуру. Национальный интерес. Периодическую необходимость производить сортировку «свой-чужой». Я только выступаю против бытового хамства с национальным оттенком, носители которого НИКОГДА не будут допущены в приличное общество.

  • 1
"какой-то искусственный язык по книжкам начала 20 века" - это белорусский или эсперанто? Очень культурно! )

В том случае это действительно было чем-то нездоровым. Не хотел бы приводить подробности. Кроме того, сверял часы на этот счет с настоящими белорусами, знавшими того человека. Это не был язык, на котором они говорили. Может, действительно ближе к эсперанто. ))

ydhoooook

(Anonymous)
Это "Тожероссияне" приезжают с такими заморочками и местных заразили.

Ох, если бы это было так просто. Типа местные такие белые и пушистые, а "понаехавшие" их растлили. Причина проблемы во многом лежит в колоссальном ущербе, который был нанесен образованию, особенно в гуманитарной области.

Юзер SiberianGene (https://twitter.com/SiberianGene) добавил следующий комментарий: "В древних церковных византийских богослужебных текстах присутствует насмешливо-уничижительные наименования агрессивных инославных народов - к примеру, "нечестивые агаряне" (наименование арабов именем женщины). Финно-угорские народы в церковной русской литературе называются чухонцами (от которых защищался св. благоверный князь Александр Невский). Вполне естественно для такой традиции именовать иные агрессивные еретические народы подобными насмешливыми именами. Не удивлюсь, если через какое-то время в византийско-православной традиции появятся молитвы о защите от нечестивых пиндосов, например. Это нормально и логично в рамках такой традиции. Поэтому галочки надо себе другие ставить и в других местах."

Я находился в дороге и не мог ответить сразу, а когда добрался до нормального интернета, то увидел, что он его стер. Тем не менее, раз уж я все равно собрался отвечать, то такая малая помеха мне не помешает это сделать. Кроме того, "что набрано на клавиатуре..." (современный вариант про перо).

На самом деле, в преддверии праздника Пятидесятницы тема обретает новую актуальность. Литургически далее все время церковного года считается от Пятидесятницы (как вариант, от Троицы, что по сути то же самое). Это означает, что в эпоху Церкви наши национальные различия отступают на второй план, потому что христианство наднационально, во Христе "ни эллина, ни иудея". Об этом я недавно писал в другом посте. Они не стираются (это и невозможно, потому что национальная идентификация одна из самых сильных в природном плане, это почти как пол), но они уже не стоят на первом месте. Человек нелюбимой нами национальности либо христианин, либо нет. В первом случае задайтесь вопросом: "Хочу ли я оскорбить брата или сестру во Христе, оскорбив его на основании того, что он и не выбирал?" Во втором случае задайтесь вопросом: "Хочу ли я создать преткновение для этого человека, за которого тоже умер Христос, которое может помешать ему услышать Евангелие?"

Да. Про агарян и чухонцев я в курсе. Про вторых и у Пушкина есть: "приют убогого чухонца." Но с тех пор времена изменились; кроме того, "что дозволено Юпитеру..."

Какие другие галочки и в каких местах мне надо ставить, боюсь и спрашивать, но если намерение было меня оскорбить, то юзер SiberianGene своей цели не добился.))

Галочки нужно ставить не в уме, вешая на человека ярлыки "с этим все понятно". А галочки нужно ставить в тетрадях или книгах, более взвешенно выражая отношение о явлении использования насмешливых наименований в адрес агрессивных (подчеркиваю!) инославных народах, что имеет давнюю истории в православной стране, наследнице Византии.

Одно не противоречит другому. Человек оценивается по внешнему выражению, по тому, как он себя ведет. При этом внутри он может быть очень добрый и душевный, но какая разница, если он ведет себя как человек, снявший и выложивший несколько дней назад на ютьюб ролик "Битва между таджиками и узбеками у Москва сити"? Ведь это же просто страшно... Поэтому да, в жизни социальная гигиена очень помогает. Не говорю о случаях, когда нет выбора, но то, что с неприятным типом общаться себе дороже, по-моему, не требует объяснений.

Я долгое время говорил, как многие другие: "О, у них там на западе такие фальшивые улыбки, они лицемеры, им до тебя на самом деле нет никакого дела, не то, что у нас - вся душа нараспашку." Но потом пришел к тому, что мне абсолютно все равно, фальшиво ли мне улыбается продавщица в магазине или искренне. Она делает свою работу. И я предпочитаю, чтобы мне улыбались, а не хамили.

Византия в политическом смысле - фиаско. Идти этим путем значит идти путем самоуничтожения, наступать повторно (или к который уже раз?) на те же грабли.

Именно национальные обособления и противоречия, рост "местечковых" национализмов сыграли роковую роль в расколе христианства в 5 веке. Отделения коптов, сирийцев и армян не было бы, если бы в их самовосприятии не было противопоставления с византийцами. Где быть "мелхитом" означало быть национал-предателем, греком. Способствовала такому отношению политика самой Византии. А на фоне этого разделения и сформировался во многом тот агрессивный ислам, который уничтожил или маргинализировал христианство в Африке и на востоке.

1. Простите пожалуйста за вопрос: Вам кто-то хамит с детства? (ср. название поста - детские слова "кто обзывается, тот сам так и называется").

2. Речь шла не о политике Византии, а о церковных текстах, читаемых за богослужением.


Edited at 2014-06-02 04:36 pm (UTC)

"1. Простите пожалуйста за вопрос: Вам кто-то хамит с детства? (ср. название поста - детские слова "кто обзывается, тот сам так и называется")."

Нет. Хамить мне стали совсем недавно, да так, что я до сих пор не могу отойти от удивления. Не привык, наверное, к такому обращению.)) Про название поста: в моем детстве такие слова не говорили, но их говорят (говорили) мои дети.

"2. Речь шла не о политике Византии, а о церковных текстах, читаемых за богослужением."

В тех конкретных выражениях виден отпечаток определенной эпохи. Так же как в некоторых сегодняшних текстах - отпечаток эпохи нынешней. Например, в одном из вариантов молитв в нашей церкви (я этот вариант обычно не использую, предпочитая другой) сказано о "правах человека и религиозной свободе." Это язык второй половины 20 века.

Да, гордыня порой начинает поднывать внутри, когда кто скажет о нас что-то нелестное ) Вы тут Америку не открыли )

И еще. Мне кажется, что в этом посте Вы учите осуждать людей.

Вы пишите: "Я, например, если слышу, как кто-то говорит «пиндос», сразу ставлю мысленную галочку. «С этим все понятно.»

Когда меня на Евангельских семинарах спрашивают - что значит "не суди и не судим будешь"? - то я объясняю: нельзя вешать на людей ярлыки, ставить галочки и говорить "с этим все понятно".

Учитывая факт того, что Вы, будучи ректором лютеранской семинарии, не постеснялись заявить в предыдущем посте, что не знаете Большой Катехизис, то в данном посте совершенно очевидным можно констатировать - Вы не знаете еще и Евангелие.

Edited at 2014-06-03 08:15 am (UTC)

Напрасно кажется. Я не учу осуждать людей. Я всего лишь даю наставление в духе старого доброго катехизиса двух путей в иудаизме и раннем христианстве. "Налево пойдешь - жизнь потеряешь." К сожалению, некоторые не внемлют. И идут, да не просто идут, а радостно бегут вприпрыжку. А это дорога с односторонним движением. Разворот через 50 км. А обрыв через 25. Такая вот штука. А ведь это ЖИЗНЬ. И она дается только один раз. Ступит человек на дорогу саморазрушения, остановиться не может, понесло. Стоило оно того? Нет. А уже поздно. [Я не о жизни как спасении. И преступник в тюрьме может раскаяться и получить прощение грехов. Но останется в тюрьме.]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account